- В чем плюсы электронного расторжения в ЕИС
- Ошибки заказчиков и меры ответственности за них при одностороннем расторжении
- Из практики. Отказ от приемки может обойтись в 50 тысяч рублей
- Из практики. Незаключенное допсоглашение на работы сорвало исполнение контракта
- Из практики. Неверно составленный мотивированный отказ от приемки привел организацию заказчика в Прокуратуру
- Причины одностороннего расторжения контрактов в соответствии с 44-ФЗ
- Процесс рассмотрения жалоб по односторонним контрактам в соответствии с 44-ФЗ
- Основания для рассмотрения жалоб на основе общего консенсуса
- Претензии на основе консенсуса
- Последствия расторжения контрактов по 44-ФЗ
- Вопрос
- Ответ
- Обоснование
- 1. В каких случаях расторгнуть контракт в одностороннем порядке
- 2.1. Как составить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
05. 04. 2013 N 44-ФЗ Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в результате судебного решения или после одностороннего отказа от исполнения контракта по его заявлению.
В последнем случае договор расторгается по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом.
Каждая сторона может принять решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, но только на условиях, предусмотренных законом и контрактом.
Статья 95 n° 44 Федерального закона предусматривает, что покупатель может отказаться от договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (например, статья 715 Гражданского кодекса), если такая возможность предусмотрена договором.
Общие основания для расторжения договора указаны в статье 450 Гражданского кодекса РФ. Данная статья предусматривает, что одна из сторон может принять такое решение при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных законом или договором. Под существенным нарушением договора понимается такое нарушение договора, которое влечет за собой ущерб для другой стороны, в результате чего другая сторона по существу лишается того, чего она желала по договору.
Таким образом, одностороннее расторжение договора может быть осуществлено при наличии следующих условий
- Данная функция предусмотрена в договоре, и
- Имело место существенное нарушение договора.
Закон предусматривает, что работодатель имеет право рассмотреть проект, услугу или товар до принятия — с участием эксперта (профессионального органа) — решения о заключении контракта. При этом работодатель может отказаться от исполнения договора по собственной инициативе только в том случае, если нарушение договора является основанием для одностороннего отказа от исполнения договора, что подтверждается заключением эксперта.
Закон устанавливает конкретную процедуру принятия решения работодателем.
Так, решение об одностороннем отказе от исполнения договора должно быть направлено в ESSE и направлено подрядчику в течение трех дней с момента публикации. Решение передается посредством переписки и доставки. Это обеспечивает доставку адресату. Например, посредством заказного письма с уведомлением о вручении.
Считается, что подрядчик был надлежащим образом уведомлен при получении уведомления от заказчика или если подрядчик не указан в контракте по адресу, указанному в контракте.
Если такое уведомление не получено подрядчиком, считается, что подрядчик был надлежащим образом уведомлен по истечении одного месяца со дня принятия заказчиком решения о расторжении договора с ЕС.
Согласно разъяснению Верховного Суда Российской Федерации [1], даже если заказчик не выполнил все меры, перечисленные в статье 12 статьи 95 Федерального закона44 (т.е. оповещение не было отправлено), нельзя однозначно утверждать, что подрядчик был уведомлен ошибочно. По смыслу статьи 95 Федерального закона44 , для расторжения контракта достаточно уведомить подрядчика любым способом и традицией связи.
Контракт считается расторгнутым через десять дней после надлежащего уведомления подрядчика о решении работодателя.
Поскольку стороны эквивалентны в гражданском праве, если договор подразумевает право покупателя отказаться от договора по собственной инициативе, то право покупателя на односторонний отказ от договора соответствует аналогичному праву подрядчика. В этом случае применяется тот же порядок направления решения нанимателю.
В соответствии со ст. 95 ФЗ.44 подрядчик обязан отменить свое решение, если решение о нарушении договора было принято в течение 10 дней после направления уведомления нанимателю (которое еще не вступило в силу). Если подрядчик отменит решение о нарушении, работодатель имеет такую же обязанность.
Важно отметить, что работодатель обязан отменить решение только в том случае, если подрядчик впервые нарушает условия договора. Этот порядок прямо определен в статье 95 § 14 Федерального закона44 . Решение подлежит отмене только в том случае, если подрядчик впервые нарушает условия договора.
[1] Пункт 16 обзора судебной практики применения Закона Российской Федерации в сфере поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственных органов и органов местного самоуправления от «28» июня 2017 года.
Помимо права отказаться от исполнения контракта по собственной инициативе, закон предусматривает обязанность заказчика (часть 15 статьи 95 Федерального закона) принять такое решение, в зависимости от ситуации.
- если исполнитель (поставляемый товар) в ходе исполнения контракта не соответствует требованиям, указанным в контрактной документации (извещении о заключении контракта); или
- если подрядчик предоставил ложную информацию относительно своего соответствия или соответствия уступленным требованиям, если подрядчик должен был выиграть конкурс.
- При исполнении контрактов на поставку товаров на основе специальных инвестиционных контрактов или контрактов с регулируемыми ценами эти контракты прекращаются, если производство товаров установлено, модернизировано или завоевано Российской Федерацией.
Федеральный закон № 44 не связывает право заказчика против определенных нарушений подрядчика отказаться от контракта, при этом закон предусматривает, что право на отказ должно быть предусмотрено контрактом, а основания для отказа — Гражданским кодексом.
В то же время ряд положений Гражданского кодекса позволяет заказчику отказаться от договора без оснований. Например, статья 717 Гражданского кодекса гласит, что он может отказаться от договора в любое время до передачи ему результатов. При этом он обязан уплатить подрядчику часть цены и возместить ущерб, причиненный расторжением договора, в соответствии с выполненной работой и в установленных пределах.
С момента принятия федерального закона.44 Он ссылается на гражданское право при определении оснований для одностороннего расторжения договора. Существуют формально-юридические возможности для неправомерного одностороннего отказа от договора со стороны невольного покупателя.
На практике существуют различные подходы относительно возможности или невозможности отказа от договора по правилам статьи 717 Гражданского кодекса РФ.
Согласно позиции, выраженной Министерством экономического развития Российской Федерации, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта допускается только в случае нарушения подрядчиком условий контракта. Системный анализ статьи 95 Федерального закона сторон 8, 9 и 11 статьи 95 Федерального закона 44 [1] приводит к такому выводу. Кроме того, не существует федерального закона44 , который бы предусматривал обязанность заказчика отменить решение об отказе, если подрядчик устранил правонарушение, которое привело к такому решению.
Следовательно, правонарушения, совершенные подрядчиком, могут служить основанием для принятия ex parte решения об отказе работодателя.
Вышеуказанная позиция отражена и в практике судов. Так, Арбитражный суд Северо-Западного округа в своем решении отметил, что признание за заказчиком неопределенного права на отказ от договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, позволяет привести к немотивированному неосознанному злоупотреблению со стороны заказчика. Односторонний отказ от договора не является произвольным и допускается только в случае нарушения условий договора [2].
Однако в судебной практике встречается и прямо противоположный подход к данному вопросу. Так, в некоторых случаях, оценивая правомерность отказа заказчика от исполнения договора, суды выдвигали тот факт, что статья 717 Гражданского кодекса РФ не обязывает заказчика указывать стимулы договора, однако закон предусматривает право заказчика по собственной инициативе отказаться от исполнения договора Закон предусматривает право заказчика на отказ от исполнения контракта по собственной инициативе. Гражданский кодекс не ставит право покупателя на отказ от договора в зависимость от того, что контрагент надлежащим образом исполнил свои обязательства [3].
Исходя из разъяснений государственных органов и закрепившейся судебной практики, в настоящее время право покупателя на односторонний отказ от исполнения договора связано с тем, что условия договора являются договорными. В то же время доказано, что эти нарушения должны быть существенными. Кроме того, если работодатель без необходимости выходит из договора, он может быть привлечен к административной ответственности по статье 7.32 ТПП (нарушение процедуры расторжения договора в случае одностороннего выхода из договора).
Санкция в этом случае составляет до 50 000 рублей для работников и до 200 000 рублей для юридических лиц.
На наш взгляд, такая позиция справедлива. Ведь говорить о равенстве сторон в отношениях, связанных с исполнением государственных контрактов, можно только в случае расторжения контракта за допущенное подрядчиком нарушение».
[1] Письмо Минэкономразвития России от 26 ноября 201015 г. N Д28И-3488, 21. 09. 2015 N Д28И-2821, 17. 09. 2015 N Д28И-2790), Письмо Минэкономразвития России от 10. 03. 2017 N Д28И-. (1239).
[2] Определение Судебного совета при Верховном Суде Российской Федерации от 8 августа 2018 г. по делу N 304-ЭС18-2754, А67-8909/2016, Решение Суда Российской Федерации n 4 (2018), пункт 27 Изменения судебной практики. -4566/2016.
[3] Постановление 8-го арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2015 г. n А70-2280/2015.
В чем плюсы электронного расторжения в ЕИС
Возможность размещения электронных отказов в личном кабинете ЕФОМ значительно ускорит процесс исполнения обязательств, особенно когда недобросовестные поставщики неоднократно обещают выполнить проекты или скрываются в квитанциях 48-70м/2022.
Покупатель не несет ответственности за неисполнение обязательств перед поставщиком в одностороннем порядке в пункте почтового или электронного оповещения. Кроме того, поставщики и покупатели лишены права одновременно направлять друг другу односторонние претензии.
Ошибки заказчиков и меры ответственности за них при одностороннем расторжении
Ошибка 1. Нарушение сроков. Покупатель обязан направить информацию о расторжении контракта в Минфин в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта (пункт 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ).
Непубликация информации в реестре контрактов или задержка с ее публикацией влечет для участника закупки административную ответственность в соответствии с пунктом 1.4 статьи 7.30 КоАП. 20 000 РУБЛЕЙ.
Заказчик также обязан направить информацию о регистрации поставщика в РНП в течение двух рабочих дней со дня вступления в силу решения об отказе одной из сторон. Одновременно должен осуществляться контроль за появлением документов у поставщика в рамках ОЭО. В случае нарушения на покупателя налагается штраф в размере 15 000 рублей в соответствии с пунктом 2 статьи 7.31 Кодекса поведения или пунктом 1 статьи 19.7.2 Кодекса поведения.
Ошибка 2. Неправильно расторгать договор без законных оснований. Заказчик был признан ответственным за то, что не отменил решение о расторжении контракта в соответствии с пунктом 6 статьи 7.
32 КоАП, но исполнитель исправил нарушение в течение 10 дней. Дело заключается в следующем. Заказчику потребовались транспортные услуги для проведения праздника в мае.
Исполнитель ответил, что не может предоставить необходимое количество транспортных средств в этот период. Тогда заказчик решил не рисковать и в одностороннем порядке отказался от договора. Однако подрядчик нашел автомобили в установленный законом срок и уведомил об этом заказчика (решение Татарстанского УФАС России № АЯ-04/6564 от 19 мая 2022 года).
Из практики. Отказ от приемки может обойтись в 50 тысяч рублей
Заказчик отказался принять товар и расторг контракт на поставку автомобиля, поскольку поставщик не представил документы, подтверждающие, что товар произведен в Российской Федерации. Указ № 878 на аукцион не распространялся. Это подтвердил и сам покупатель.
Товар не был включен в реестр беспроводных электронных изделий; Комиссия ФАС отметила, что недостатки в документации на товар, не относящиеся к самому товару, не свидетельствуют о том, что его функции не соответствуют непосредственно условиям контракта. Кроме того, в ЕИС содержалась информация об опыте поставщика в успешном выполнении 173 государственных контрактов. Заказчик был признан виновным по части 6 статьи 7.32 КоАП РФ и оштрафован на 50 000 рублей (решение ФАС России от 04.
02. 2022 по делу № 22/44/104/55ГОЗ).
Антимонопольное законодательство в данном случае неоднозначно. В некоторых случаях проверяющий орган не наказывает заказчика за неправомерный односторонний отказ (Решение Смоленского УФАС № 67-75 от 06. 06. 2022 г., Решение Бурятского УФАС №.
Ошибка 3. Бездействие. Другая категория дел связана с бездействием заказчика, которое привело к невозможности исполнения договора.
Нарушение характеризуется ревизором в соответствии со ст. 7.32, ст. 7 КГН и влечет наложение административного штрафа в размере 5-15% от суммы неисполненных обязательств, вытекающих из договора, но не менее 30 000 рублей, либо 30 000 рублей до 2 лет лишения свободы.
Из практики. Незаключенное допсоглашение на работы сорвало исполнение контракта
Покупатель приобрел работы по ремонту пешеходного моста. На этапе составления аукционной документации с локальными сметами заказчик не предусмотрел возможность замены деревянных балок моста. А выявив необходимость проведения дополнительных работ, заказчик не предпринял мер по заключению дополнительного соглашения с подрядчиком для завершения контракта (Постановление № 05-03/50П-22 Ярославского УФАС России от 18.
03. 2022 (76- 26)).
Из практики. Неверно составленный мотивированный отказ от приемки привел организацию заказчика в Прокуратуру
Получив предложенные услуги по удалению расторопши, заказчик обнаружил неполное исполнение контракта. Он записал причины своего отказа от подписания акта приема-передачи, но не указал важные детали. Он забыл указать дату получения и срок устранения недостатков от подрядчика.
Прокуратура провела проверку, обнаружила нарушение порядка расторжения контракта и возбудила административное производство в отношении должностного лица заказчика в соответствии со ст. 7. 31 (2)/104-484/2022).
Причины одностороннего расторжения контрактов в соответствии с 44-ФЗ
Каждая сторона имеет право в одностороннем порядке инициировать претензию, но есть важные предварительные условия, которые должны быть соблюдены. В частности, такая возможность должна быть заранее включена в положения договорных документов проекта соглашения. Если стороны не предусмотрели такой пункт в документе, им следует обратиться в суд.
Сразу стоит сказать, что причины для расторжения контракта на сумму менее 44-ФЗ в судебном порядке должны быть достаточно существенными.
Поставщик может отказаться от исполнения условий контракта, если заказчик
- он не принимает поставленные товары без серьезных на то оснований; или
- он не выполняет в установленные сроки существенные условия контракта, такие как оплата работ, в том числе предоплата.
- Он создает условия, которые не позволяют поставщику выполнить условия контракта. Это обнаруживают и фиксируют специалисты, не заинтересованные в результатах работы.
- Не соглашается изменить сумму контракта, если цена на товары или продукцию, необходимую для оказания услуги, существенно возрастает. Причина такого повышения не зависит от действий поставщика. Следует отметить, что данное положение распространяется на контракты, превышающие 500 млн рублей, и на контракты, заключенные на срок более трех лет.
По этим причинам заказчик расторгает контракт в соответствии с 44-ФЗ.
- Предоставленные товары не соответствуют требованиям, указанным в тексте контракта.
- Поставщики не соблюдают свои традиционные обязательства. Например, поставщик может серьезно нарушить сроки поставки.
- Подрядчик игнорирует обязательства, указанные в контракте.
- Из результатов работы поставщика ясно, что он не в состоянии соблюдать сроки.
При наличии соответствующего пункта в тексте документа или достаточных оснований можно понять, что контракт по 44-ФЗ может быть расторгнут по инициативе одной из сторон. В следующем разделе описаны принципы поведения подрядчиков и поставщиков в подобных ситуациях.
Процесс рассмотрения жалоб по односторонним контрактам в соответствии с 44-ФЗ
Приказ об одностороннем расторжении контракта:.
- Принимает решение о необходимости данного действия и оформляет соответствующую документацию.
- Размещает свое решение в ЕИС.
- Уведомляет другие части контракта в течение максимум трех дней после принятия решения в ЕИС. Таким образом, он применяет средство фиксации факта получения уведомления другими частями контракта. Это означает, что закон обязывает вас использовать заказное письмо наряду с электронной почтой, телеграммой или факсом.
- Дождитесь, пока исполнитель получит уведомление. Если это по каким-либо причинам невозможно, уведомление считается доставленным через 30 дней после публикации документа в едином информационном шлюзе.
- После получения уведомления у продавца есть 10 дней на устранение нарушения, из-за которого контракт был расторгнут в соответствии с 44-ФЗ. Если ему это удастся, заказчик должен отменить решение.
- Если необходимые меры по устранению нарушения со стороны контрагента не были приняты, о контракте сообщается. Жалоба публикуется в ЕС.
- В течение трех дней заказчик обязан расторгнуть договор с поставщиком ГСМ, и поставщик может быть добавлен в Реестр недобросовестных поставщиков (PPA).
Решение о включении контрагента в справочник РНП остается за морем. Другими словами, односторонний отказ заказчика не может автоматически положить конец карьере поставщика в сфере госзакупок.
Продавец сам может обратиться в ФАС, если у заказчика не было достаточных оснований для односторонней жалобы. Как вариант, подрядчик знает, что заказчик не выполнил законные процедуры. Как только государственные органы решат, что решение закупщика незаконно, последний должен отменить жалобу.
Жалобу в ФАС можно подготовить и подать самостоятельно или с помощью эксперта; выбор второго варианта защищает вас от того, что ваша жалоба не будет рассмотрена по формальным основаниям. Например, вы можете воспользоваться сервисом «Профи-Онлайн», который оказывает юридическую помощь по открытым контрактам.
Если поставщик хочет в одностороннем порядке расторгнуть контракт, он
- Приняв решение, оформляет его в письменном виде.
- Прикладывает доказательства и сообщает о своих намерениях заказчику. Получение уведомления должно быть зафиксировано. Эксперты рекомендуют в таких случаях использовать все доступные каналы. Необходимую контактную информацию можно найти в тексте договора.
- Если покупатель устранит нарушение в течение 10 дней, поставщик обязан отозвать ранее запланированное действие.
- По истечении 10-дневного срока договор считается урегулированным.
Если контрагент предоставил деньги в качестве гарантии, эта сумма перечисляется в счет заказа. В этом случае в подписанном сторонами договоре определяются условия и порядок удержания гарантии.
Если поставщик предоставил банковскую гарантию, банк получает требование из заказа. Кредитующая организация подает требование на снижение против поставщика и взыскивает средства на высоте гарантии. Условия и процесс взыскания прописаны в соглашении с банком, оформленном документом, используемым в качестве гарантии.
Основания для рассмотрения жалоб на основе общего консенсуса
Закон 44-ФЗ разрешает заключать государственные контракты на основе соглашения сторон, но не содержит подробной информации об этой процедуре. Закон лишь подробно описывает соответствующие нормы об односторонних претензиях в контрактах.
Поэтому стоит упомянуть положения Гражданского кодекса РФ о расторжении контракта по взаимному соглашению сторон. Порядок подачи претензий может быть предусмотрен в тексте договора о предоставлении товара. Однако даже если такого пункта в договоре нет, стороны все равно могут составить документы на основании того, что договор недействителен.
Публично-правовые договоры по этим причинам осуждаются по совместному соглашению сторон, без ущерба для положений Гражданского кодекса.
- Поставщик не может выполнить условия контракта. Это ситуация, которая возникает по независящим от него причинам. Гражданский кодекс называет это серьезными форс-мажорными обстоятельствами. Сюда относятся землетрясения, забастовки и войны.
- Покупатель больше не обязан поставлять товары, указанные в контракте.
- Внешние факторы делают невозможным выполнение открытых контрактов.
- Заказчик не выделил бюджет и не может заплатить подрядчику за поставку товара.
- Срок контракта истек, а заказчик не выбрал весь ассортимент товаров, указанный в тексте контракта.
- Поставщик не может поставить товар, и покупатель соглашается расторгнуть договор.
Взаимное соглашение не может признать недействительным открытый договор, если контрагент нарушает существенные условия договора. Например, он неоднократно нарушал сроки поставки или поставлял продукцию, качество которой не соответствует требованиям договора. Покупатель обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке или обратиться в суд, оштрафовать поставщика и сообщить об этом в ФАС.
Статья 451 Гражданского кодекса РФ допускает расторжение публичных договоров по взаимному согласию сторон при наличии серьезных причин. Речь идет о факторах, возникших после подписания контракта.
Минэкономразвития поясняет, что письмо № Д28И-17 от 2017 года означает, что госконтракты нельзя расторгнуть частично. Если заказчик приобрел не полное количество товара, то его приемка осуществляется на условиях, указанных в контракте, а оплата производится по фактическому количеству.
Претензии на основе консенсуса
Статья 452 Гражданского кодекса РФ требует, чтобы расторжение государственного контракта, заключенного по соглашению сторон, было сформулировано в письменной форме. Следует понимать, что при расторжении договора необходимо учитывать только общие рекомендации Гражданского кодекса.
Процедура включает в себя следующие этапы
- Подрядчик или заказчик составляет дополнительное соглашение к договору.
- План документа передается другой стороне для проверки. Если возражений нет, документ подписывается. К плану договора также прилагается сопроводительное письмо — в нем содержится предложение о расторжении договора.
- Другая сторона подписывает его, после чего он вступает в силу, а контракт прекращает свое действие.
- Дополнительные соглашения по жалобам хранятся вместе с другими документами о государственных закупках не менее трех лет.
Договор должен быть внесен в Реестр договоров в течение трех дней после подачи жалобы. В последнем указываются сведения о контракте, дата и причины жалобы. В случае расторжения контракта по решению обеих сторон, причины расторжения контракта в соответствии с 44-ФЗ не регистрируются в Реестре. Вместо этого указывается код «01».
После подписания документа у заказчика есть семь дней на то, чтобы представить в ЕАЭС отчет об исполнении контракта. Он также должен представить отчет о самих фактах и причинах расторжения контракта в соответствии с 44-ФЗ. Отчет составляется на условиях, указанных в Постановлении Правительства № 1093 от 2013 года.
Если конкурс проводится в неконкурентной форме на сумму, не превышающую 100 000 рублей, одним поставщиком, то данный отчет публиковать не нужно. Аналогичные правила применяются, если ТРУ закупаются за рубежом и также содержат государственную тайну.
Соглашение о подаче жалобы имеет ту же форму, что и сам контракт. Документ должен быть составлен в письменной форме и подписан или скреплен печатями сторон, если таковые имеются. Это единственные правила, регламентирующие содержание соглашения о претензиях по 44-ФЗ. Документ может составлять заказчик или представитель подрядчика.
Последствия расторжения контрактов по 44-ФЗ
Если по обоюдному согласию сторон в контракте сообщается о результатах рассмотрения жалоб, то они могут быть определены статьей 453 ЗК РФ. В результате этой процедуры стороны контракта не имеют взаимных претензий, а все ранее предъявленные претензии аннулируются. Однако клиент может потребовать от продавца выполнения гарантий на товары или услуги, уже полученные по контракту.
После того как о заключении контракта сообщается сторонами, заказчик не может передавать данные подрядчика в реестр несознательных поставщиков. Кроме того, стороны не имеют права требовать возврата товаров или услуг, предоставленных по контракту.
Одним из наиболее важных моментов в этом случае является возврат полученной заказчиком гарантии по контракту. По закону эта сумма может быть возвращена, как только поставщик полностью выполнит условия контракта. По этой причине некоторые заказчики делают все возможное, чтобы избежать возврата средств, полученных в качестве гарантий, при отчетности по контрактам в рамках 44-ФЗ.
Они опираются на нормы Гражданского кодекса РФ и приравнивают гарантии и возмещение ущерба, понесенного из-за неисполнения проекта.
Если заказчик ведет себя подобным образом, поставщик имеет право обратиться в суд с иском о признании прежних действий противоречащими закону. Опасаясь таких последствий, большинство заказчиков возвращают гарантии после истечения срока действия контракта.
Претензии по взаимному согласию — это взаимовыгодный вариант. Действительно, поставщики и заказчики не чувствуют, что этот процесс приводит к негативу. Если стороны не могут договориться, единственным вариантом является расторжение контракта в судебном порядке.
В таких случаях участник процедуры должен понимать, что ему необходимо доказать, что он не может выполнить свои прежние обязательства по договору.
Обучение на рабочем месте в сфере государственных закупок с практическим обучением на тендерной платформе РТС и симуляторе ИСС
Вопрос
В соответствии с Конвенцией (44-ФЗ) исполнители направили письма со ссылкой на ухудшение ситуации и непредсказуемость ситуации в связи с угрозой заражения Колонай (дополнительные меры по организации труда работников, новые санитарные вводные нормы эксплуатации объектов, неадекватный персонал), продолжают выполнять свои обязательства по оказанию услуг Это невозможно.
Подрядчик в одностороннем порядке принимает решение о расторжении договора, ссылаясь на договорное соглашение о праве подрядчика требовать расторжения договора.
Что должны сделать мы (покупатель)? Должны ли мы применить санкции к подрядчику? Какие документы являются основанием для расторжения договора и кто (подрядчик или заказчик) должен их составлять?
Ответ
Если контрактом предусмотрено право заказчика на одностороннее расторжение контракта в соответствии с положениями закона № 44-ФЗ и Гражданского кодекса, заказчик может сделать это, составив решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направив его подрядчику. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта является основанием для расторжения контракта. Чтобы соблюсти надлежащую процедуру, необходимо также выполнить следующие действия
- Разместить онлайн-версию решения в ЕИС. Для этого на сайте ЕИС доступны открытый контракт и дополнительная информация по контракту.
- Направить решение поставщику заказным письмом по адресу, указанному в контракте, с заказным письмом о получении.
- Направить решение одним из следующих способов: телеграмма, телеграмма, электронная почта или любым другим способом, который может зафиксировать уведомление и подтвердить его доставку.
Санкции применяются только в том случае, если одностороннее расторжение контракта связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением контракта исполнителем. Следует отметить, что если заказчик воспользуется правом на одностороннее расторжение договора без нарушений со стороны исполнителя, заказчик обязан оплатить исполнителю фактически предъявленные исполнителем расходы.
Обоснование
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг в части сроков оплаты исполнительному органу фактических расходов.
Как указано в статье 95 (8) закона № 44-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон по решению суда, в случае одностороннего отказа от части контракта путем принудительного исполнения контракта в соответствии с Гражданским кодексом.
Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если это предусмотрено договором (Закон № 95, статья 95, § 44-ФЗ).
1. В каких случаях расторгнуть контракт в одностороннем порядке
Существует обязанность расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных статьей 15 Закона № 95, статьей 44-ФЗ. среди них наиболее распространены следующие (статья 15, пункт 1 Закона № 44-ФЗ, статья 95, статья 15)
Поставщик выиграл перед Комиссией, так как предоставил недостоверную информацию о собственном товаре или о себе (постановление 9-го арбитражного апелляционного суда по делу NA40-189267/15 от 15 июня 2016 года N09AP-11782/2016).
По закону контракт должен быть осужден, если известно, что поставщик не выполнил требования извещения, документов комиссии при исполнении контракта (ст. 95, пп. 1 п.
1 ст. 15 Закона n 44-ПЗ). Однако ФАС России считает, что поставщики должны соблюдать требования при подаче своих оферт.
Иными словами, если поставщик не участвовал в РНП на момент подачи заявки, но был включен в нее во время заключения контракта или его исполнения, то о заключении контракта сообщать не следует (письмо ФАС России от 8 июня 2015 года). Однако суды могут придерживаться иного подхода к данному вопросу.
В качестве основания для одностороннего отказа расторжение контракта в одностороннем порядке возможно только в том случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации. Кроме того, такие права заказчика должны быть предусмотрены в контракте (ст. 95(9) Закона № 44-фз).
Существует мнение, что контракт также должен содержать конкретный перечень оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта. Это подтверждается ссылкой на письмо Минэкономразвития России N 324-ЭС/Д28. Однако в данном документе речь идет о целесообразности, а не обязательности данных мер.
Кроме того, судебная и административная практика не подтверждает данный аргумент (Постановление N 569/З-2016 ФАС России от 18 августа 2016 года г. Кемерово, Решение N Дело А02-648/2016 Седьмого арбитражного суда от 31 января 2017 года).
Гражданский кодекс также предусматривает право заказчика отказаться от договора подряда на выполнение работ или оказание услуг даже при отсутствии нарушения со стороны подрядчика или исполнителя (статья 717, пункт 1 статьи 782 ГК РФ, от 6 августа 2016 г. по 2016 г. Арбитражного суда Поволжского округа).
Однако рекомендуется соответствовать статусу судебных и государственных органов, так как они могут отказать в исполнении договора только при наличии нарушения (письма Минфина России от 8 апреля 2010 г. n Д28И-И-И-880, от 27 мая 2015 г. n Ф07-3770/2016 (Постановление N А13-8444/2015 Суда Северо-Западного округа).
2.1. Как составить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
Он создает решение об одностороннем расторжении контракта условно в произвольной форме, так как в нормативном акте оно не определено. В связи с этим рекомендуется уточнить.
- Сведения о договоре (реквизиты, части, предмет), о
- дату принятия решения, о
- причины отказа от исполнения договора; и
- срок исполнения решения.