Закон об образовании признает две категории учащихся с особыми образовательными потребностями — дети с ограниченными возможностями здоровья и лица с другими нарушениями познавательной деятельности (инвалиды). Условия, определяющие ребенка как инвалида и человека с инвалидностью, отличаются, как и получаемая ими поддержка. Оба термина относятся к юридическим документам, но состояние ребенка-инвалида и инвалида не обязательно одно и то же.
Закон учитывает разницу между состояниями «инвалида» и «нетрудоспособного».
Инвалид — это лицо, имеющее нарушение здоровья, стойкое нарушение функции организма, вызванное заболеванием, результатом которого является стойкое нарушение функции организма.
1. Основные виды стойких расстройств функций организма
- Статус инвалида человек с ограниченными возможностями (ребенок-инвалид) приобретает в органе медико-социальной экспертизы (МСЭ).
- Повреждение психических функций (осознание, ориентация, интеллект, личностные особенности, мотивационные и побудительные функции, внимание, память, психомоторные функции, эмоции, восприятие, мышление, высококачественные когнитивные функции, речевые когнитивные функции, непрерывный состав)
- Нарушения речи и языка (устные (ринолия, дизартрия, заикание, абулия, афазия), письменные (дислексия, дислексия), нарушения устной и парентеральной речи); и
- Сенсорные нарушения (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, ломота, боли, температура, вибрация, другие сенсорные нарушения, вестибулярная функция, боль); и
- Нарушения нейромышечной, скелетной и кинетической (статодинамической) функции (движение головы, туловища, костей, суставов, мышц, статика, координация движений), координация движений).
- Расстройства сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной и метаболической, гематологической и иммунной, функции мочевыводящих путей, функции кожи и связанных с ней систем, связанных с ней систем
2. Основные категории жизнедеятельности человека
Нарушения, обусловленные физическими внешними деформациями (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешним деформациям — аномальным размерам тела, отверстия в пищеварительной, мочевыделительной и дыхательной системах).
К ним относятся способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению, ориентация, общение, контроль поведения, способность к обучению и работе. Ограничения в каждой из этих категорий могут быть выражены в разной степени.
Степень I — стойкие незначительные повреждения функционирования человеческого организма, вызванные заболеванием, травмой или дефектом, составляют от 10% до 30%.
II класс — стойкое повреждение функционирования человеческого организма, вызванное болезнью, результатом травмы или дефектом в диапазоне 40-60%.
III класс — стойкое выраженное повреждение функционирования организма человека в результате заболевания, травмы или вызванное дефектом в диапазоне 70-80%; и
Присвоение группы инвалидности
IV класс — устойчивое повреждение функционирования человеческого организма в результате болезни, ранения или вызванных дефектов в диапазоне 90-100%.
На основе этих критериев МСЭ определяет группы нарушений здоровья.
Первая группа — нарушение здоровья человека с IV устойчивым функциональным повреждением (в диапазоне 90-100%), вызванным в результате заболевания, ранения или дефекта.
Вторая группа — нарушение здоровья человека с III стойким функциональным нарушением (в диапазоне 70-80%), вызванным в результате заболевания, травмы или дефекта.
Третья группа — лица с повреждением здоровья второй степени со стойким функциональным ущербом (диапазон 40-60%), вызванным заболеванием, последствиями травмы или дефектами.
Категория «ребенок-инвалид» создается, если у ребенка имеются стойкие функциональные повреждения организма второй, третьей или четвертой степени (диапазон 40-100%), вызванные заболеванием, последствиями травмы или дефектами.
УСЗН выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности остается у родителя) и индивидуальную программу реабилитации или мобилизации (ИПРА).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
ИПРА ребенка-инвалида включает в себя разделы медицинской, психолого-педагогической, профессиональной и социальной реабилитации (или эмансипации). В программе также указываются технические средства реабилитации и реабилитационные услуги (ТСР).
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья — физические лица с физическими и (или) психологическими недостатками, выявленными психолого-педагогической комиссией, которые не позволяют им получать обучение без специальных условий (ст. ФЗ-273).
Статус детей с ограниченными возможностями присваивается Психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В состав ПМПК входят педагоги (логопеды, слабовидящие педагоги), педагоги-терапевты, педагоги-психологи, социальные педагоги, психиатры и неврологи.
К инвалидам (ст. 79 ФЗ 273) относятся дети с нарушениями слуха или зрения, тяжелыми нарушениями речи или моторики, аутистическими расстройствами, умственной отсталостью, задержкой психического развития и др. Устаревшего перечня заболеваний, при наличии которых учащийся признается инвалидом, не существует.
В чем разница статусов?
Категория «учащиеся с ограниченными возможностями» определяется не на основании ограничений здоровья, а в связи с необходимостью создания особых условий обучения на основании коллективных групповых решений.
Список детей с ограниченными возможностями не является закрытым, более того, инвалидность сильно отличается от видимой инвалидности. Учащиеся с ограниченными возможностями — это прежде всего ученики, которым для получения качественного и доступного образования необходимы особые условия. Например, ребенок с нарушением зрения может иметь инвалидность, поскольку нуждается в школьных учебных пособиях, таких как специальные технические устройства (например, увеличительные линзы).
В то же время у таких детей нет инвалидности.
Не все дети с ограниченными возможностями нуждаются в них, чтобы получить доступ к образованию. Например, ребенок с диагнозом диабет имеет статус «инвалид», но не нуждается в специальных требованиях к образованию. Следовательно, он не имеет статуса «учащийся-инвалид».
В этом случае он получает реабилитационные услуги не в сфере образования, а в других областях (здравоохранение и социальное обеспечение).
Однако один и тот же студент является и инвалидом, и человеком с ограниченными возможностями. Например, ребенок с нарушением слуха получает статус «инвалида» (у родителя есть инвалидность и справка ИПРА) и статус «студента-инвалида». (ПМПК имеет заключение).
В этом случае раздел ИПРА и заключение ПМПК об образовательной реабилитации должны быть сформулированы в той же формулировке, что и заключение ПМПК.
Рекомендации ПМПК
В настоящее время разрабатываются изменения в ФЗ-273, направленные на разделение терминов «ОВЗ» и «инвалидность». Законопроект включает категорию лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при наличии заключения ПМПК о необходимости создания специальных образовательных условий.
ПМПК принимает коллективное решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей учащегося и индивидуального состояния его развития. В заключении должна быть отражена следующая информация
— Наличие/отсутствие необходимости создания условий для обучения ребенка, модификации отклонений в развитии на основе специального образовательного подхода, социальной адаптации (если ребенок нуждается в сопровождении психолого-педагогического профиля, наблюдении врача)