- Пояснения к декларации по налогу на прибыль
- Пояснения по налогу на имущество
- Пояснения по 6-НДФЛ и 2-НДФЛ
- Что вы узнаете
- Как налоговая направляет требования
- Способы отправки
- Форма и формат требования
- Когда и что налоговая может запрашивать
- При камеральной налоговой проверке (КНП)
- При выездной налоговой проверке (ВНП)
- Вне рамок проверок
- Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий
- Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком
- Ситуация.
- Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки
Особенность пояснений по НДС в том, что на запрос нужно отвечать в электронном виде (п. 4п. 3 ст. 88 АПК). Соберите электронное пояснение в декларации по НДС в специальном формате. Подготовьте ответ по следующему шаблону
Пояснения к декларации по налогу на прибыль
Аудитора интересует ущерб, нанесенный счету. Они также сравнивают информацию в декларации о доходах с декларацией по НДС, бухгалтерской выпиской, банковскими справками и другими документами. Во многих случаях пункты нельзя сравнивать, но безопаснее соблюдать требования, чтобы избежать санкций.
Пояснения по налогу на имущество
ФНС сравнивает декларацию по налогу на имущество с декларацией по налогу на прибыль, бухгалтерским балансом и другими отчетами. Инспекторы контролируют наличие льгот по остаточной стоимости и внезапных изменений. Если получено требование, проверьте счет и при необходимости отправьте уточненную декларацию. Если ошибок нет, предоставляют объяснение.
Пояснения по 6-НДФЛ и 2-НДФЛ
Инспектор проверяет 6-НДФЛ на основании контрольного показателя. Инспектор также проверяет состояние 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в части страховых взносов. Если обнаружены отклонения, запросите разъяснения или объяснения.
Что вы узнаете
Как налоговая направляет требования
Способы отправки
Налоговые органы могут направлять запросы различными способами
- В электронном виде через TCS. Пользователи сервисов электронной подачи документов обычно получают запросы таким образом.
- Электронно через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы. На практике налоговые органы редко передают запросы через личные кабинеты, но они имеют на это право. Поэтому, если вы привязали личный кабинет налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя, не забудьте войти в него и проверить входящие документы.
- В печатном виде с письмом о регистрации на юридический адрес организации или по месту нахождения индивидуального предпринимателя.
- В печатном виде непосредственно в организацию или представителю ИП. Встречная подпись. Таким образом, требование вручается во время выездной проверки, когда инспектор находится в том же помещении.
Если есть обязанность сдавать декларацию в электронном виде (уплата НДС или наем более 10 сотрудников), то налоговый орган должен передать требования только в электронном виде: по ТКС или персональному компьютеру. Если обязанности нет, налоговый орган может передать требование иным способом. Например, направить требование по электронной почте, не копируя его через ТКС.
Пропуск или игнорирование формы требования может привести к штрафу.
Налоговые органы не имеют права запрашивать документы письмом или по телефону. Если вы получили такой запрос, можете смело игнорировать его.
Форма и формат требования
Требование налогового органа считается законным.
Если он составлен по утвержденной форме и содержит необходимую информацию:.
- Статья налогового законодательства, на основании которой составлено требование, указаны
- срок, к которому требование должно быть выполнено; и
- реквизиты запрашиваемого документа (операции) или конкретные ошибки и признаки расхождений в заявлении; и
- элемент учреждения (индивидуального предпринимателя), для которого требуется документ; и
- мероприятия налоговой проверки, для которых требуется документация. Например, ‘-Выборочная проверка НДС за первый квартал 2022 года’, ‘-НДС.
Когда и что налоговая может запрашивать
При камеральной налоговой проверке (КНП)
Могут запросить: документацию, объяснения или поправки к отчетам (уточняющие отчеты). Налоговый кодекс четко определяет причины для проведения налоговой проверки, и налоговые органы имеют право запрашивать перечень различных документов по каждой причине.
Какие документы (пояснения) и когда налоговый орган имеет право запросить CIT
Статус. | Что может быть запрошено | Пункт 88 статьи 88 ГПК |
---|---|---|
Подали налоговую декларацию, она уменьшила налог к уплате | Рисунок. | 3 |
‘Вредные’ налоговые декларации. | Рисунок. | 3 |
В ЖЭУ сдали сумму, освобождающую от уплаты страховых взносов, или заплатили меньший счет | Документ, подтверждающий право на освобождение от уплаты страховых взносов и уменьшение пошлины | 8.6 |
Налоговая инспекция выявила ошибки, несоответствия и расхождения в заявлении | Пояснения или исправления к заявлению | 3 |
Налоговая инспекция выявила расхождения между декларациями по НДС и расхождения с контрагентами | Документальное подтверждение сомнительной практики (например, счета-фактуры, ключевые документы) | 8.1 |
В заявлении по НДС утверждалось о необходимости восстановления налога | Документация, подтверждающая налоговые скидки (например, входящие счета-фактуры) | 8 |
Заявленные налоговые льготы | Документ, подтверждающий право на освобождение от уплаты налога | 6 |
Отправка заявления без необходимой сопроводительной документации | Отсутствие документации (например, подтверждающей нулевую ставку НДС) | 7 |
Возврат исправленных налоговых деклараций по истечении двух лет в связи с уменьшением налога или увеличением убытков | Документы, подтверждающие убытки (первичные и другие документы, подробные регистры налогового учета) | 8.3 |
Представление деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых, водному и земельному налогам | Документация — основание для исчисления налога | 9 |
Все возможные основания для предъявления претензий по КПН относятся к статье 88 НК РФ, но налоговые органы не могут выходить за ее рамки.
Например, в случае основного заявления об «ущербе» может потребоваться только объяснение, но не документы, подтверждающие ущерб. Аналогично, если есть разногласия между информацией в выписке по УСН и информацией в состоянии текущего счета: налоговый орган имеет право запросить объяснение, но не документацию (например, КУДР не может быть запрошен вместе с объяснением).
За какие периоды может быть запрошена документация: составляется отчет. Исключение: если скидка по НДС была перенесена с более раннего периода, подтверждающая документация может быть запрошена даже за пределами контрольного периода.
Срок подачи запросов: в течение трех месяцев с момента подачи декларации (обычный срок для налога на прибыль). Если налоговый орган продлевает срок или принимает дополнительные меры по проверке, срок подачи запроса также продлевается.
При выездной налоговой проверке (ВНП)
Что может быть запрошено: вся документация, прямо или косвенно связанная с расчетом и уплатой регулируемых налогов и взносов, включая бухгалтерские записи и кадровую документацию.
За какой период времени могут быть запрошены документы: за контрольный период, указанный в Решении ЕС. Потолок — три календарных года с момента принятия решения; если решение принято в 2022 году, документация может быть запрошена за период 2019 — 2021 годов.
Срок подачи запроса: в пределах срока, установленного TSI. В течение максимум шести месяцев со дня вынесения постановления о принятии решения. Если проверка продлевается, срок направления запроса продлевается; в период приостановления ВПЭ налоговый орган не имеет права запрашивать документацию.
Вне рамок проверок
Что может быть запрошено:.
Документация в рамках контрольной диагностической проверки (статья 93.1 п. 1 Налогового кодекса). Может быть запрошена документация по «цепочке» НДС, через которую проходит текущий контрагент или чек.
Запрос на получение документов в рамках встречного контроля должен быть направлен налоговой службой. К запросу должно быть приложено поручение на получение документации из инспекции, в которой зарегистрирован контролируемый контрагент. Если запрос исходит непосредственно из другой инспекции, он является незаконным и вы не обязаны его исполнять.
В какой период времени могут быть запрошены документы: в любой период времени.
Срок выдачи запроса: в случае проведения совещания — в пределах КНП или ВНП контрагента; в других случаях срок не ограничен.
Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий
Если клиент получает уведомление о локальных ошибках (расхождениях, несоответствиях) в представленном отчете, соответственно, учреждение может представить уточненную налоговую декларацию, в которой будут устранены размещенные расхождения или несоответствия либо даны пояснения. Поскольку Налоговый кодекс не устанавливает форму пояснений, учреждения вправе использовать форму, рекомендованную ФНС (см., например, приложение 3 к апрельскому письму ЕД-4-15/5752 №. 7, 2015) или любую форму пояснения.
К пояснению можно приложить выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и другие подтверждающие документы для обоснования своих доводов.
На практике организации часто принимают запросы на разъяснения от налоговых органов, когда нет никаких расхождений или несоответствий в отношении различий между строками финансовой отчетности и налоговых деклараций. В этом случае запрос налоговых органов является незаконным, поскольку финансовая отчетность содержит бухгалтерскую информацию, подготовленную в соответствии с правилами, установленными соответствующим законодательством. Налоговые декларации содержат отличную от бухгалтерской информацию налогового учета, что не является расхождением.
Налогоплательщики имеют право не выполнять незаконные акты и требования налоговых органов (п.п.11 п.1 ст.21 ГПК). Поэтому, получив такое требование, налогоплательщик должен сначала обеспечить соблюдение действующего законодательства. Если налоговые органы явно превышают свои полномочия, требуя пояснений, то в следующих состояниях организация будет считать эти требования неправомерными.
Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком
Представленное на этих основаниях объяснение должно либо обосновывать внесение изменений в соответствующую налоговую декларацию, либо обосновывать размер убытка. Если изменение налоговой декларации происходит через два года после даты первоначальной налоговой декларации, налоговые органы вправе потребовать предварительные и иные документы, подтверждающие соответствующие изменения налоговой декларации, а также подробный регистр показателей налогового учета. до и после внесения изменений (статья 88 ГПК).
Однако при проведении налоговой проверки заявления о внесении изменений в декларацию налоговые органы зачастую помимо представленного обоснования требуют весь перечень сведений о текущей деятельности организации. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию.
Ситуация.
Организация представила декларацию по налогу на прибыль, в которой отражен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление о предоставлении пояснений относительно заявленной суммы убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений, налоговая инспекция в течение пяти дней со дня получения такого уведомления требует следующую информацию
1) пояснительную записку о причинах убытка; и
2) список требований и обязательств с указанием суммы и названия организации, включая код налогового регистра налогоплательщика; и
3) Анализ доходов, включая внереализационные доходы, отраженные в декларации о доходах. Укажите проданные товары и сумму каждого вида выручки.
4) Подробный анализ всех расходов, включая косвенные и внереализационные расходы. Сюда должны входить все элементы документации, подтверждающие эти затраты.
5) Копия учетной политики организации.
В указанном уведомлении организация предупреждается об ответственности, предусмотренной частью первой статьи 19.4 Кодекса.1 Статья 19.4 КоАП предусматривает ответственность за невыполнение законного распоряжения или требования работника организации, осуществляющей государственный надзор (контроль), а равно вмешательство в выполнение этим работником служебных обязанностей.
Поскольку требование о проведении налоговой проверки было признано необоснованным и незаконным, организация подала жалобу в вышестоящие налоговые органы. При этом налогоплательщик ссылался на следующие причины Налоговый орган не имеет права по своему усмотрению определять форму объяснения, поскольку норма статьи 31(1)(iv) Налогового кодекса (право требовать от налогоплательщика объяснения) не предусматривает обязанности налогоплательщика предоставлять объяснение налоговому органу только в письменной форме. Пока законодатель не определит наиболее конкретный вид объяснений, налогоплательщик может предоставлять письменные и устные объяснения по своему усмотрению.
Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на то, чтобы обязать налогоплательщиков предоставлять налоговым органам подробные сведения. С другой стороны, в силу № АС-4-2/15309@ от 13 сентября 2012 года, как указано в пункте 4 письма ФНС РФ, налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика подробную информацию (различные расчеты и пояснения). Налоговые органы не вправе требовать справку о причинах возникновения убытка.
Учитывая вышеизложенное, организация подала ходатайство об отмене уведомления в налоговые органы.
Высший налоговый орган принял решение об отмене уведомления, определив, что требования налогоплательщика обоснованы. Так, налоговый орган отметил в своем решении, что налогоплательщик не имел права запрашивать дополнительную информацию или документы в ходе налоговой проверки офиса (статья 88, пункт 7 Налогового кодекса). Кроме того, он обратил внимание на то, что рассматриваемая административная ответственность связана с неявкой в налоговый орган, а не с отказом от дачи объяснений .
Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки
Однако, несмотря на то, что Налоговый кодекс не предусматривает обязанности представления пояснений в ходе выездной налоговой проверки, ФНС России в письме от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015 рекомендовала территориальным налоговым органам не упускать из виду право запрашивать пояснения в ходе выездной налоговой проверки. В частности, автор письма указал на необходимость запрашивать у налогоплательщика пояснения по каждому выявленному в ходе выездной налоговой проверки (до ее завершения) событию, свидетельствующему о существенных налоговых нарушениях. ФНС считает, что такие объяснения помогают заранее определить позицию налогоплательщика в отношении данной проверки.
Таким образом, еще до разработки Закона о налоговом аудите некоторые разногласия (разногласия), возникающие в ходе проверок между налоговыми органами и контролируемыми субъектами, могут быть разрешены, что позволит снизить количество необоснованных заявлений о спорах между аудиторами и судом. Будущее. В письме также говорится о правомерности письменного запроса объяснений налогоплательщика.