Банки часто направляют своим клиентам запросы на разъяснения по коммерческим операциям, ссылаясь на Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «Об отмывании доходов, полученных преступным путем (легализации доходов, полученных преступным путем), и противодействии финансированию терроризма». Но, конечно, многие банковские выписки вызывают скорее вопросы, чем конкретные ответы. Конечно, в подавляющем большинстве случаев речь не идет о терроризме.
Под легализацией доходов, полученных преступным путем (отмыванием), в российском законодательстве понимается действие, направленное на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, заведомо добытыми незаконным путем и полученными в результате совершения преступлений, таких как незаконный оборот наркотиков. дневная торговля, финансовые махинации и другие виды деятельности.
Отмывание денег — это сложный процесс, включающий широкий спектр операций, осуществляемых различными способами.
Основными целями отмывания денег являются
- сокрытие следов источника дохода из незаконных источников; и
- создание впечатления законности дохода; и
- сокрытие лица, получающего незаконный доход, и инициирование самого процесса отмывания денег; и
- Уклонение от уплаты налогов; и
- Обеспечение легкого и немедленного доступа к средствам из незаконных источников. создание безопасной и комфортной среды потребления, и
- создание условий для безопасных инвестиций в легальный бизнес.
Именно поэтому банки хотят получать больше информации.
Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?
Закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года (опубликован 23 апреля 2018 года) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не определяет конкретный перечень информации, которую необходимо предоставлять.
Сделки с мобильной недвижимостью на сумму свыше 600 000 должны быть внесены в Росфинмониторинг. Как правило, эту информацию сообщает банк. Например, если покупатель (физическое или юридическое лицо) приобретает в ювелирном магазине 600, 000 драгоценностей, магазин обязан предоставить об этом информацию в Росфинмониторинг.
Кроме того, если сделка купли-продажи имущества равна или превышает 3 млн рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 3 млн рублей, необходимо обратиться в Росфинмониторинг (ст. 6, п. 6 № 115-ФЗ Закона).
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны в течение трех рабочих дней со дня совершения сделки продемонстрировать и представить уполномоченному учреждению информацию о денежных средствах или ином имуществе, подлежащих обязательной проверке, проводимой клиентом.
Характеристика операции как обязательной проверки осуществляется на основе анализа всей имеющейся у кредитной организации информации, как предоставленной клиентом или его представителями, так и полученной из иных источников, имеющих юридическую силу. Кредитные организации могут свободно использовать эту информацию.
Что может сделать банк, если операция кажется подозрительной
Банки имеют право
- Запрашивать информацию и сведения о сделке, происхождении денег, партнерах и бизнесе. Конкретного перечня информации и документов не существует. Это зависит от усмотрения банка.
- Установить срок, к которому эти документы должны быть представлены. Закон даже не устанавливает этот срок — вы должны руководствоваться своим договором с этим банком.
- Вызовите клиента на встречу для устного объяснения.
- Посетите место, где ведется бизнес.
- Дайте им советы о том, как правильно вести бизнес.
- Измените уровень риска клиента.
Если клиент не представил документы и пояснения в установленный срок
После этого банк может предпринять следующие шаги
- Отказать клиенту в выполнении действия и проинформировать Росфинмониторинг; или
- Выполнить действие, но предоставить подозрительный режим или находиться под принудительным контролем. Он также информирует Росфинмониторинг для того, чтобы
- уровень риска клиента.
Если у клиента повышенный уровень риска
Банк считает, что уровень риска приписывается клиенту в соответствии с нормативными актами. Этот уровень может быть повышен или понижен в зависимости от операции. Если клиент имеет более высокий уровень риска, банк может
- Ограничить использование дистанционного банковского обслуживания.
- Установить лимиты на операции по картам.
- Запросить документацию по каждой операции.
Иногда в социальных сетях и в СМИ появляются слухи о блокировке счетов и судов в банках, но это всего лишь ограничение дистанционного обслуживания удаленного клиента и необходимость на некоторое время переносить все свои платежи на бумагу.
Если ограничен доступ к интернет-банку
Удаление дистанционного обслуживания — это одна из мер, которую может предпринять банк, если транзакция кажется подозрительной. В этом случае клиент может получить деньги без ограничений, но должен представить платеж на бумаге. Эта мера может вообще не иметь отношения к закону 115-ФЗ.
Если вы не можете зайти в интернет-банк, позвоните в колл-центр или менеджеру, чтобы выяснить причину.
Если банк запрашивает много документов
Банки могут запросить столько документов, сколько им необходимо для проверки транзакции. Это может быть любой документ. Список определяет служба надзора банка.
Банк делает это не для того, чтобы подтвердить подозрения, а чтобы снять их и убедиться, что клиент ничего не нарушает. Центральный банк поясняет, что заявление и управление документами — это не дополнительная забота о конкретном клиенте, а формальная процедура для каждого банка. А финансовый мониторинг является обязанностью каждого владельца счета.